
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2017 года
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Сергеевой Л.В., при секретаре Аргуновой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к УМВД России по ФИО3-<адрес> ФИО3 <адрес> о признании незаконным решения о выдаче паспорта, признании незаконным паспорта гражданина РФ
С участием представителя административного истца Труханова Г.Л. по доверенности Ермакова А.В.,
Представителей административного ответчика по доверенности Телюковой Ю.И., Савва А.В.
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к УМВД России по Сергиево-Посадскому району Московской области о признании незаконным решения о выдаче паспорта, признании незаконным паспорта гражданина РФ.
В судебном заседании представитель административного истца Труханова Г.Л. по доверенности Ермаков А.В. требования поддержал и пояснил, что Труханов Г.Л. является гражданином <данные изъяты>, всегда был зарегистрирован и проживал в <адрес>, с заявлением о принятии его в гражданство РФ никогда не обращался. Тем не менее, из сети Интернет ему стало известно о документировании его паспортом РФ. В ходе инициированной им проверки, было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на имя Труханова Г.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения был выдан паспорт серии №, который ДД.ММ.ГГГГ был заменен Сергиево-Посадским УМВД на паспорт гражданина РФ серии №, который в свою очередь, в связи с достижением возраста <данные изъяты> лет, ДД.ММ.ГГГГ был заменен 2 ГОМ УФМС г.Сергиев Посад паспортом серии №. Заключением МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина РФ серии № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на имя Труханова Г.Л. признан выданным необоснованно, без определения наличия гражданства РФ и недействительным. При таких обстоятельствах, полагал, что действия по выдаче последующих паспортов РФ не соответствуют закону. Однако, УМВД по Сергиево-Посадскому району отказалось проводить какие либо проверки по факту выдачи паспортов гражданина РФ, сославшись на отсутствие у них информации в отношении Труханова Г.Л. Наличие паспорта гражданина РФ нарушает права и законные интересы Труханова Г.Л., как гражданина <данные изъяты>, занимающего пост мэра <адрес>.
Просил суд признать незаконным решение отдела УФМС России по Московской области по Сергиево-Посадскому муниципальному району о выдаче паспорта гражданина РФ серии №, паспорта серии №, выданных 2 ГОМ УФМС города Сергиев Посад Московской области на имя ФИО2, признать незаконным паспорт гражданина РФ серии №, выданный 2 ГОМ УФМС города Сергиев Посад Московской области на имя Труханова Г.Л
Представители ответчика УМВД России по Сергиево-Посадскому району Московской области по доверенности Телюкова Ю.И., Савва А.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражали. Пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ Труханов Г.Л был документирован Сергиево-Посадским отделом милиции Московской области паспортом гражданина РФ серии №, на основании паспорта гражданина РФ серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ, в связи с обменом по достижению возраста <данные изъяты> лет Труханов документирован ТП № 2 в г.Сергиев Посад ОУФМС России по Московской области по Сергиево-Посадскому муниципальному району паспортом гражданина РФ серии №. По вопросу получения паспортов гражданина РФ Труханов Г.Л. обращался лично, представив все необходимые в соответствии с законом документы. Проверки обоснованности выдачи паспорта серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Буйнакским <данные изъяты> была проведена только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после документирования паспортом гражданина РФ на территории Сергиево-Посадского района Московской области. Никаких сообщений из УВД МВД по республике Дагестан в адрес отдела по вопросам миграции УМВД России по Сергиево-Посадскому району не поступало. Пояснили, что проверка обоснованности выдачи паспорта гражданина РФ проводятся в соответствии с пп.51-52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденных Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Положения). ДД.ММ.ГГГГ в УФМС России по Московской области по инициативе территориального органа проводилась проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства РФ у Труханова Г.Л., в ходе которой было установлено, что Труханов Г.Л. с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: <адрес> ( адрес с множественной регистрацией). Прибыл на территорию ФИО3 <адрес> с паспортом гражданина РФ, ранее был документирован паспортом гражданина СССР серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. По данным УФМС России по Краснодарскому краю Труханов Г.Л. был зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> По данным ЦБДУИГ ФМС России Труханов Г.Л. документирован паспортом гражданина Украины со сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ. По данным ДКС МИД России, Труханов Г.Л. приобретшим гражданство РФ либо вышедшим из него не значиться. Отобрать объяснение о факте постоянного проживания на ДД.ММ.ГГГГ у Труханова Г.Л. и определить наличие либо отсутствие гражданства РФ в отношении Труханова Г.Л. не представилось возможным.
В связи с чем полагали, что решение ОУФМС России по Московской области по Сергиево-Посадскому району об обмене паспорта гражданина РФ серии №, паспорта серии №, выданного 2 ГОМ УФМС г.Сергиева Посада Московской области на имя Труханова Г.Л. законно. Признание необоснованно выданным паспорта гражданина РФ серии №, выданного 2 ГОМ УФМС г.Сергиева Посада Московской области на имя Труханова Г.Л. осуществляется в порядке, установленном п. 51-52 Положения. Пояснили, что в настоящее время в отделе по вопросам миграции УМД России по Сергиево-Посадскому району инициирована проверка определения наличия гражданства РФ в отношении Труханова Г.Л. Кроме того, указали, что административному истцу с ДД.ММ.ГГГГ года было известно о признании ранее выданного паспорта недействительным, однако в суд он обратился только в ДД.ММ.ГГГГ году, чем нарушил сроки обращения. Просили суд в удовлетворении административного иска отказать.
В судебном заседании представитель административного истца Труханова Г.Л. по доверенности Ермаков А.В. против применения сроков давности возражал, указал, что действительно положениями ст. 219 КАС РФ предусмотрен срок для обращения с административным иском в суд в течение трех месяцев, с даты, когда лицу стало известно о нарушении его прав. Заключение генерального консульства России в <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ было получено Трухановым ДД.ММ.ГГГГ, после чего им были предприняты меры для обращения в суд, однако в силу технических оснований, административное исковое заявление было несколько раз возвращено, в связи с чем просил суд восстановить срок для обращения с административным исковым заявлением.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно частям 1 и 3 статьи 6 Конституции Российской Федерации, гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Частью 2 статьи 15 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, предусмотрено, что каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.
Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
В соответствии с частью 7 статьи 4 указанного Федерального закона наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Ранее основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации устанавливались Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации".
Согласно п. 1 ст. 13 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 года N 2007 было установлено, что в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации считались бывшие граждане РСФСР, возвратившиеся на жительство в Россию до вступления в силу указанного Закона (6 февраля 1992 года), не имевшие подтверждения приобретения гражданства Российской Федерации в результате признания и продолжающие проживать на территории России на законных основаниях. Оформление документов о российском гражданстве производилось при их личном волеизъявлении.
Вместе с тем п. "г" ст. 18 Закона РСФСР от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве РСФСР" устанавливалось, что в порядке регистрации гражданство РСФСР приобретают граждане СССР, постоянно проживающие на территории других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянии на 1 сентября 1991 года, если они не являются гражданами этих республик и в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство РСФСР.
Статьей 1 Федерального закона от 6 февраля 1995 года N 13-ФЗ "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" срок заявления о желании указанных категорий лиц приобрести гражданство Российской Федерации был продлен до 31 декабря 2000 года.
Согласно ст. 10 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица.
Судом установлено, что Труханов Г.Л. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>. Родителями Труханова Г.Л. являются Труханов Л.Д. (<данные изъяты>), Труханова М.Д. (<данные изъяты>) ( л.д.80-81). В период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год Труханов Г.Л. проходил обучение в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ году служил в Северокавказском военном округе. ( л.д.58)
ДД.ММ.ГГГГ Труханов Г.Л. был уволен из рядов Вооруженных Сил ( л.д.78-79), вернулся в <данные изъяты>, зарегистрирован по адресу: <адрес> ( л.д.58)
Труханов Г.Л. является гражданином <данные изъяты> ( л.д.66-72)
Из заявления о выдаче паспорта (форма №1П) от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Труханов Г.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в орган миграционной службы с заявлением о замене паспорта серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Сергиево-Посадским ОМ Московской области в связи с достижением <данные изъяты> возраста. ДД.ММ.ГГГГ ему был выдан паспорт серии № ( л.д.62)
Из адресной справки, представленной УМВД России по ФИО3-Посадскому району от 30.08.2017 года, усматривается, что Труханов Г.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> ( паспорт серии № выдан ДД.ММ.ГГГГ ТП № в г.Сергиев Посад, ОУФМС России по Московской области в Сергиево-Посадском районе ( л.д.61)
Из заключения МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> был выдан паспорт гражданина РФ на имя Труханова Г.Л. серии № на основании паспорта гражданина СССР образца ДД.ММ.ГГГГ года серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. Сведений, подтверждающих регистрацию Труханова Г.Л. на территории РФ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют. Поскольку при документировании Труханова Г.Л. указанным паспортом не были соблюдены требования п.14.4,21, 30.1 Инструкции о выдаче, замене, учета и хранения паспортов гражданина РФ, то паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина РФ серии № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на имя Труханова Г.Л. признан выданным необоснованно, без определения наличия гражданства РФ и недействительным. ( л.д.17-26).
Из заключения консула генерального консульства РФ в <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что на основании полученных ответов из УФМС России и МВД России гражданин <данные изъяты> Труханов Г.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <данные изъяты>, гражданином РФ не является, внутренние паспорта выданы на территории РФ незаконно. ( л.д. 10-13).
Как следует из пояснений представителя Труханова Г.Л., административный истец не имел регистрации на территории РФ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, фактически на территории РФ не проживал, с заявлениями об изменении гражданства, приобретении гражданства РФ не обращался. Указанные пояснения согласуются с исследованными в судебном заседании письменными материалами, не доверять им у суда оснований не имеется.
Указом Президента РФ от 14.11.2002 г. N 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, устанавливающее порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам.
В соответствии с п. п. 51, 52 Положения при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом ч. 7 ст. 4 и ст. 42 Федерального закона.
После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом.
Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.
Согласно п. 37 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 30.11.2012 г. N 391, одним из оснований для отказа в выдаче (замене) паспорта является отсутствие у лица гражданства Российской Федерации.
Из анализа приведенных правовых норм о гражданстве РФ и о паспорте гражданина РФ, выдаче лицу паспорта гражданина РФ (как удостоверительного документа) должно предшествовать принятие соответствующего решения полномочного органа по вопросу приобретения гражданства.
В силу п. 7 Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, выявившим такой паспорт.
Норма пункта 7 Постановления Правительства РФ предметом своего регулирования имеет отношения, связанные с изъятием основного документа (паспорта), когда такой документ выдан в нарушение установленного порядка или оформлен на утраченном (похищенном) бланке, т.е. распространяются на отношения, связанные с выдачей паспорта в обход установленных правил, и не затрагивает вопросы гражданства. Изъятие такого паспорта само по себе не влечет лишение гражданства Российской Федерации, приобретенного лицом на законном основании.
Предусмотренные пунктом 7 Постановления Правительства РФ основания изъятия паспорта: выдача паспорта в нарушение установленного порядка или оформление на утраченном (похищенном) бланке охватываются понятием недействительного удостоверения личности гражданина (паспорта).
При наличии описанных выше документов, инициирования в ДД.ММ.ГГГГ году проверки об обоснованности выдачи Труханову Л.Г. паспорта гражданина РФ, УМВД России по Сергиево-Посадскому району Московской области обладало достаточными данными, позволяющими предполагать отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, что в силу п. 37 Административного регламента является основанием для отказа в выдаче (замене) паспорта.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что решение ОУФМС России по Московской области по Сергиево-Посадскому району об обмене паспорта гражданина РФ серии №, паспорта серии №, выданного 2 ГОМ УФМС г.Сергиева Посада Московской области на имя Труханова Г.Л. не соответствует вышеуказанным нормам права и подлежит признанию незаконным, а паспорт серии №, выданный 2 ГОМ УФМС г.Сергиева Посада Московской области на имя Труханова Г.Л. недействительным.
Доводы административного ответчика о признании недействительным ранее выданного Труханову Г.Л. паспорта серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> после документирования его паспортом гражданина РФ на территории Сергиево-Посадского района Московской области, правового значения по делу не имеют, поскольку УМВД по Сергиево-Посадскому району имело возможность самостоятельно провести такую проверку.
Доводы административного ответчика о невозможности признания паспорта недействительным без соблюдения п.51-52 Положения, суд находит несостоятельными и подлежащими отклонению, при этом принимает во внимание, что на все обращения представителей Труханова Л.Г. о документировании его паспортом РФ, а также на обращение генерального консула России в Одессе были даны ответы об отсутствии информации по Труханову Г.Л. ( л.д.14-15). Таким образом, административный ответчик фактически самоустранился от проведения такой проверки и самостоятельного принятия решения в рамках п.51-52 Положения. Сам по себе факт инициирования такой проверки в ходе рассмотрения административного дела не может повлиять на выводы суда.
Признание паспорта недействительным (выданным с нарушением требований закона, т.е. незаконным) является следствием принятия компетентным органом незаконного решения о выдаче Труханову Л.Г. паспорта гражданина РФ и направлено на устранение нарушений прав и законных интересов административного истца.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с п.1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Судом установлено, что определением Сергиево-Посадского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ административный иск Труханова Г.Л. к Отделу УФМС России по Московской области по Сергиево-Посадскому муниципальному району о признании незаконным решения о выдаче паспорта гражданина РФ возвращено, ДД.ММ.ГГГГ – оставлено без движения в срок до ДД.ММ.ГГГГ и определением суда от ДД.ММ.ГГГГ возвращено. ДД.ММ.ГГГГ заявление вновь было предъявлено в суд.
Проанализировав вышеизложенные фактические обстоятельства по отдельности и в их совокупности, суд считает, что пропуск трехмесячного срока, установленного ст. 219 КАС РФ имел место быть, однако с учетом обращений в суд за защитой нарушенного права, в данном случае, подлежит восстановлению.
При этом суд учитывает, что одним из принципов административного судопроизводства (ст. 6 КАС РФ) является не только законность, но и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел. Оценивая уважительность причин пропуска срока на обращение в суд с точки зрения справедливости, суд принимает во внимание последовательность действий административного истца, направленных на восстановление его права, а также действий административного ответчика, не представляющего сведений о документировании Труханова Л.Г. паспортом гражданина РФ.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО2 к УМВД России по Сергиево-Посадскому району Московской области о признании незаконным решения о выдаче паспорта, признании незаконным паспорта гражданина РФ удовлетворить.
Признать решения ОУФМС по Сергиево-Посадскому району о выдаче ФИО2 паспортов гражданина РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ не соответствующими закону.
Признать паспорт гражданина РФ серии №, выданный ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по Московской области по Сергиево-Посадмкому району ( ТП № в г.Сергиев Посад) на имя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> недействительным.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд.
Решение составлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Судья Л.В. Сергеева